Отливки вокруг нас
Использование отливок в архитектуре имеет довольно широкое распространение и разнообразные формы в зависимости от стиля и назначения того или иного изделия. В период расцвета русского классицизма создаются триумфальные арки, особенно посвященные победе русского народа в войне с наполеоновскими полчищами. Этой теме посвящена арка Главного штаба, построенная России в 1829 г. Грандиозная, щедро украшенная скульптурой, арка завершается триумфальной колесницей, которая воспринимается как заключительный аккорд всей композиции. Колесница, достигающая 16 м в длину и 10 м в высоту, создана выдающимися скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Шестерка бронзовых коней, ведомых двумя пешими воинами, медленно и торжественно движется к Зимнему дворцу. В повозке — крылатая фигура Славы, в руках у которой эмблема государства. Скульптурная группа так органически связана со всем сооружением, что без нее невозможно представить себе это здание.
Еще одним архитектурным памятником победы над Наполеоном явились Нарвские ворота, возведенные в 1834 г. В. П. Стасовым в юго-западной части города, на пути возвращения победоносных русских войск из Парижа. Мощную суровую арку также венчает бронзовая колесница Славы, влекомая шестеркой коней. Группа создана теми же скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, а кони выполнены П. К. Клодтом. Один и тот же сюжет, но как не похожа стремительная, динамичная скульптурная группа Нарвских ворот, на величавую, парадную колесницу Главного штаба. Клодтовские кони мчатся вскачь, как бы торопясь быстрее донести
весть о победе.
В память побед России над Турцией в 1838 г. по проекту В. П. Стасова в Петербурге воздвигнуто необычное сооружение — грандиозные чугунные Московские ворота. На двенадцати массивных дорических колоннах, поставленных в два ряда, покоится тяжелое перекрытие. Но в целом ворота не кажутся тяжеловесными благодаря прекрасно найденным пропорциям.
К этому же периоду относятся и знаменитые квадриги бога Аполлона — покровителя искусства на зданиях Александрийского театра (архитектор Росси, скульптор С. С. Пименов) в Петербурге и Большого театра (архитектор О. И. Бове, скульптор Витали) в Москве. Литые вздыбленные кони прекрасно прорисовываются на фоне светлых стен и составляют неразрывное целое со строгой и величавой торжественностью классического фасада театра.
Кроме чисто украшательских функций, отливки выполняют в архитектуре и сугубо утилитарную роль, однако всегда несут в себе творческий элемент, создавая гармоничное единство со зданиями или с целым архитектурным комплексом.
С XVIII в. многие заводы России предоставили в распоряжение строителей и архитекторов дешевый, с хорошими свойствами материал — чугун, ко,торый с этого времени начали широко использовать для создания художественных отливок городской и садово-парковой архитектуры. Опыт такого литья распространился из европейских районов России, прежде всего из Тульско-Каширского, где чугунные строительные и архитектурные изделия начали отливать в первой половине XVII в. Первоначально здесь отливали, кроме половых плит, двери каменных палат, дворцов и церквей, оконные рамы московских магазинов и балюстрады.
Прекрасные образцы чугунных половых плит сохранились в Дивной церкви г. Углича, в приказных палатах усадьбы-музея Коломенское, в Ростовском кремле, в церквах г. Суздаля, в киевском Софийском соборе и т.д.
В середине XVIII в. архитектурные отливки в значительном объеме изготовляют и уральские чугунолитейные заводы.
Русские архитектурные отливки из чугуна издавна славились ажурностью, высокой художественностью и прекрасным исполнением. Чугун позволял создавать недорогие архитектурные отливки, хорошо вписывающиеся в любой пейзаж, выгодно использовать контраст темного чугунного изделия и светлого фона природы, зданий, подчеркивать монументальность или легкость, художественную простоту или затейливость архитектурного изделия. Дешевизна: и простота приемов техники литья давали возможность архитекторам не ограничиваться размерами отливок, масштабами их применения в том или ином сооружении, а прекрасные литейные свойства чугуна позволяли сочетать в изделиях монументальность и тончайшую проработку архитектурных. деталей. Все это учитывалось и скульпторами и мастерами — творцами архитектурных художественных изделий.
Архитектурные чугунные отливки применялись в виде колонн и кронштейнов, как элементы отделки фасадов и внутренних частей зданий. Часто роскошные здания украшались чугунными отливками в виде портиков, входных лестниц, перил, балконов и т. п. В некоторых случаях уральские здания представляли собой собрание уникальных архитектурных отливок. Примером может служить здание бывшей Горной канцелярии (ныне Государственная консерватория в г. Свердловске). В этом здании чугунные и ажурная балконная решетка второго этажа, и своеобразная с утонченным рисунком лестничная решетка, и даже поддерживающие колонны и плиты на площадках лестничной клетки.
Интересные архитектурные литые изделия были изготовлены для балкона конторы Чермизовского завода. По тонкости рисунка и исполнению они могут быть отнесены к лучшим образцам художественного литья. Большое впечатление своей ажурностью и строгостью стиля производит ограждение особняка горного начальника (теперь это здание городской больницы на набережной городского пруда г. Свердловска), построенного по проекту архитектора М. П. Малахова и являющегося памятником архитектуры XIX в. Оригинальное решение, свежесть орнамента и ажурность художественных деталей портика бывшего особняка Поклевского-Козелл (ныне здание Педагогического института в г. Свердловске) выгодно выделяет их среди других подобных зданий.
Своеобразным дополнением к архитектуре зданий XVIII—XIX вв. являлись детали или целые ансамбли отопительных устройств. Большим спросом на Урале пользовались художественно изготовленные печные дверки и литые чугунные камины, которые отличались богатством фантазии художника, высоким мастерством исполнения 1 и часто представляли собой целые ансамбли, произведения искусства с законченным сюжетом. Особенно живописными делались камины высоких и просторных залов; они выполнялись в виде порталов со сложным и ажурным рисунком. Даже подставки для угольных щипцов (в виде журавля, собаки с кнутом и т. п.) представляли собой художественные произведения, хорошо вписывающиеся в общую композицию камина.
Наибольшее число интереснейших отливок находится в Ленинграде и его пригородах. Широкое применение чугуна в таких архитектурных сооружениях, как бывшие царские резиденции близ Ленинграда, свидетельствуют о том, что этот материал мог удовлетворить запросы самых взыскательных зодчих. Архитектурные ансамбли ленинградских дворцов щедро включают разнообразные чугунные художественные отливки: жардиньерки, вазы, фонарные столбы, акротерии. Все они входят в сокровищницу русского архитектурного литья и придают дворцам Ленинграда необыкновенную красоту и художественную завершенность.
Немало прекрасных образцов городского литья можно встретить в Москве и в подмосковных усадьбах. Наиболее распространенной литой деталью архитектурного убранства московских домов являются чугунные балконы и ограждения крыш, в которых, как и в любом произведении искусства, проявляются творческая индивидуальность художника и мастерство исполнителя. Московские балконы отличаются разнообразием форм, размеров, рисунков, оформлением в зависимости от стиля здания и, может быть, вкусов заказчика. Можно увидеть тяжеловесный балкон, состоящий из массивных фигурных столбов, почти скрывающих внутреннее пространство (например, на ул. Солянке). И совсем другой тип — ажурные легкие переплеты между угловыми столбами, поддерживаемые изящными узорчатыми кронштейнами.
В оформлении общественных зданий нередки литые бра, фонарные столбы, навесы и т. д. Привлекают внимание стройные, прекрасных пропорций фонарные столбы у главного входа в Большой театр. А над боковыми входами возведен навес с тонким литым кружевом подзоров, поддерживаемый рядом сдвоенных изящных колонок, между которыми расположены красивые узорчатые светильники в виде подсвечников.
Советские архитекторы также в больших масштабах используют литье для создания законченных, полноценных ансамблей, отражающих новые стили нашей эпохи.
Интересно применение металла в архитектуре нового здания Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Оно построено в 1929 г. архитекторами В. А. Шуко и В. Г. Гельфрейхом. Основным мотивом архитектуры является здесь система вертикальных членений. А этажные перекрытия, замаскированные металлическими листами и украшенные чугунными рельефами мыслителей и писателей всех времен, сливаются с темными переплетами окон, не нарушая композиции стен.
В 50-е годы уральские мастера выполнили интересные архитектурные отливки для высотного здания Московского государственного университета, для Волго-Донского канала им. В. И. Ленина. Широко использованы отливки в интерьере гостиницы «Ленинградская» в Москве, построенной в эти же годы. Массивные бронзовые набалдашники на перила, висячие канделябры, люстры, бра в сочетании с мрамором лестниц, коврами и бархатом кресел придают холлу роскошный и торжественный вид.
Широкое применение чугунные и бронзовые отливки нашли в оформлении станций Московского метрополитена. Решетки вестибюлей (станция «Динамо»), оформление дверей (станция «Фрунзенская»), разнообразные по форме и размерам люстры и бра на многих станциях и переходах, бронзовые фигуры работы скульптора Манизеpa (станция «Площадь Революции») создают в этих подземных дворцах атмосферу праздничности и торжественности. Чугунные отливки для метрополитена в основном выполнены мастерами знаменитого Каслинского завода. Богато украшена литьем станция метро Октябрьская-кольцевая. Возле входа на каменном пьедестале возвышаются удлиненные стройные вазы, как бы тянущиеся из цветка-подставки. Внутри станции можно увидеть несколько видов ажурных вентиляционных решеток; ряды светильников-бра в виде древних факелов; столбы, представляющие собой прекрасное сочетание металла и серого мрамора; фонарные подставки. Все это выдержано в едином строго-торжественном стиле, усиленном приглушенным мерцанием бронзы.
|