мангалы25
Российская компания "Раслово-Кладка", приоритетным направлением деятельности которой является изготовление таких изделий как кованые мангалы, а также кладка таких изделий, как барбекю из кирпича, мангалы из кирпича, камины, русские печи, печи-каменки и т.п., предлагает вниманию читателей популярную статью об особенностях старинных кузнечных цехов для изготовления мангалов и грилей барбекю.
|
|
|
Кованый мангал "Чаша-02". Роль чаши играет литой чугунный мангал |
По мере развития общества кованые мангалы занимали все большее значение в деятельности человека. В какой-то момент возникла необходимость изготовлять мангалы и барбекю из металла большой массы. Однако отковать эти детали мангала при помощи ручных молотов уже не представляелось возможным и начинаются поиски "новых видов энергии и оборудования" для изготовления мангалов.
В V в. индийские мастера при ковке крупных манаглов применяли тяжелые камни, которые поднимали несколько человек. Позднее тяжелые каменные или металлические "бабы" поднимались канатами через блок несколькими людьми, когда канаты отпускались, баба деформировала горячий металл или дробила камни. Такие приспособления позволяли отковывать огромные мангалы массой до 1 тонны. Их использовали преимущественно для всесожжений.
Параллельно использованию при производстве мангалов молотов с падающей бабой шло развитие винтовых прессов, которые первоначально применялись в сельском хозяйстве для выжимания сока из фруктов и масла из семян, позднее использовались для чеканки монет, а с XVIII в. - для изготовления мангалов и массовых деталей на оружейных и машиностроительных, заводах.
Начиная с XIV в. для привода различных машин и механизмов, используемых при изготовлении таких изделий как мангалы, барбекю и грили, применяют водоналивные или, как их называли, "водяные" колеса. Первоначально они применялись для привода "водяных" мельниц и строили их мастера самоучки, талантливые изобретатели. Эти "водяные" колеса в зависимости от формы русла реки и мощности потока делались трех типов: верхнего боя (наливные), среднего боя и нижнего боя (подливные).
Наибольший крутящий момент при других равных условиях дают наливные колеса верхнего боя, но для них необходимо было строить высокие и длинные плотины и создавать искусственные водоемы (пруды). Эффективно работали мельницы на реках с быстрым течением. Такие кузни позволяли изготовливать мангал из наиболее толстого металла - его толщина достигала 6 мм.
С XVI в. в России для производства мангалов начинают строить "мельницы железцовые", т. е. использовать водяные колеса для молотов, обрабатывающих железо. Известно, что первый молот с водяным колесом для ковки железа - "самоков" - был установлен на р. Лахоме (близ р. Вычегды). Все работы по строительству плотин, водяных колес и самих молотов производили кузнецы без каких-либо чертежей и расчетов. Всю необходимую технологическую документацию мастер хранил в памяти, а секреты строительства передавались только самым близким людям.
Применение водяного колеса при ковке мангалов позволило создать механический рычажный молот, толчейное устройство, сверлильные и расточные станки и другие устройства с зубчатыми и цевочными передачами между вращающимися осями, в том числе пересекающимися между собой под прямым углом.
Крутящий момент от колеса передавался на "боевой вал" и далее через кулачки на рычаг молота. По своей конструкции рычажные молота в зависимости от места приложения подъемной силы подразделялись на: лобовые, среднебойные и заднебойные (хвостовые).
Лобовые молоты имели механизм подъема головы молота спереди.
Среднебойные молоты поднимались кулачком в точке за головой на мотовище - в этом случае вал располагался параллельно оси мотовища.
*************************
мангалы, кованые, барбекю, грили, изготовление, производство
|