О компанииСтатьиНапишите намНаш адресСправочникРегистрация

Меню

Статьи

Отливки вокруг нас

Использование отливок в архитектуре имеет довольно широкое распространение и разнообразные формы в зави­симости от стиля и назначения того или иного изделия. В период расцвета русского классицизма создаются три­умфальные арки, особенно посвященные победе русского народа в войне с наполеоновскими полчищами. Этой теме посвящена арка Главного штаба, построенная России в 1829 г. Грандиозная, щедро украшенная скульптурой, арка завершается триумфальной колесницей, которая вос­принимается как заключительный аккорд всей компози­ции. Колесница, достигающая 16 м в длину и 10 м в вы­соту, создана выдающимися скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Шестерка бронзовых коней, ведомых двумя пешими воинами, медленно и тор­жественно движется к Зимнему дворцу. В повозке — кры­латая фигура Славы, в руках у которой эмблема госу­дарства. Скульптурная группа так органически связана со всем сооружением, что без нее невозможно предста­вить себе это здание.

Еще одним архитектурным памятником победы над Наполеоном явились Нарвские ворота, возведенные в 1834 г. В. П. Стасовым в юго-западной части города, на пути возвращения победоносных русских войск из Парижа. Мощную суровую арку также венчает бронзовая ко­лесница Славы, влекомая шестеркой коней. Группа созда­на теми же скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, а кони выполнены П. К. Клодтом. Один и тот же сюжет, но как не похожа стремительная, дина­мичная скульптурная группа Нарвских ворот, на вели­чавую, парадную колесницу Главного штаба. Клодтовские кони мчатся вскачь, как бы торопясь быстрее донести

весть о победе.

В память побед России над Турцией в 1838 г. по про­екту В. П. Стасова в Петербурге воздвигнуто необычное сооружение — грандиозные чугунные Московские ворота. На двенадцати массивных дорических колоннах, постав­ленных в два ряда, покоится тяжелое перекрытие. Но в целом ворота не кажутся тяжеловесными благодаря прекрасно найденным пропорциям.

К этому же периоду относятся и знаменитые квадриги бога Аполлона — покровителя искусства на зданиях Алек­сандрийского театра (архитектор Росси, скульптор С. С. Пименов) в Петербурге и Большого театра (архитек­тор О. И. Бове, скульптор Витали) в Москве. Литые вздыбленные кони прекрасно прорисовываются на фоне светлых стен и составляют неразрывное целое со строгой и величавой торжественностью классического фа­сада театра.

Кроме чисто украшательских функций, отливки выпол­няют в архитектуре и сугубо утилитарную роль, однако всегда несут в себе творческий элемент, создавая гармо­ничное единство со зданиями или с целым архитектурным комплексом.

С XVIII в. многие заводы России предоставили в рас­поряжение строителей и архитекторов дешевый, с хоро­шими свойствами материал — чугун, ко,торый с этого вре­мени начали широко использовать для создания художе­ственных отливок городской и садово-парковой архитек­туры. Опыт такого литья распространился из европейских районов России, прежде всего из Тульско-Каширского, где чугунные строительные и архитектурные изделия начали отливать в первой половине XVII в. Первоначально здесь отливали, кроме половых плит, двери каменных палат, дворцов и церквей, оконные рамы московских магазинов и балюстрады.

Прекрасные образцы чугунных половых плит сохра­нились в Дивной церкви г. Углича, в приказных палатах усадьбы-музея Коломенское, в Ростовском кремле, в церквах г. Суздаля, в киевском Софийском соборе и т.д.

В середине XVIII в. архитектурные отливки в значи­тельном объеме изготовляют и уральские чугунолитейные заводы.

Русские архитектурные отливки из чугуна издавна славились ажурностью, высокой художественностью и пре­красным исполнением. Чугун позволял создавать недоро­гие архитектурные отливки, хорошо вписывающиеся в лю­бой пейзаж, выгодно использовать контраст темного чу­гунного изделия и светлого фона природы, зданий, под­черкивать монументальность или легкость, художествен­ную простоту или затейливость архитектурного изделия. Дешевизна: и простота приемов техники литья давали воз­можность архитекторам не ограничиваться размерами отливок, масштабами их применения в том или ином со­оружении, а прекрасные литейные свойства чугуна позво­ляли сочетать в изделиях монументальность и тончайшую проработку архитектурных. деталей. Все это учитывалось и скульпторами и мастерами — творцами архитектурных художественных изделий.

Архитектурные чугунные отливки применялись в виде колонн и кронштейнов, как элементы отделки фасадов и внутренних частей зданий. Часто роскошные здания украшались чугунными отливками в виде портиков, вход­ных лестниц, перил, балконов и т. п. В некоторых слу­чаях уральские здания представляли собой собрание уни­кальных архитектурных отливок. Примером может слу­жить здание бывшей Горной канцелярии (ныне Государ­ственная консерватория в г. Свердловске). В этом здании чугунные и ажурная балконная решетка второго этажа, и своеобразная с утонченным рисунком лестничная решет­ка, и даже поддерживающие колонны и плиты на пло­щадках лестничной клетки.

Интересные архитектурные литые изделия были изго­товлены для балкона конторы Чермизовского завода. По тонкости рисунка и исполнению они могут быть отнесены к лучшим образцам художественного литья. Большое впе­чатление своей ажурностью и строгостью стиля произво­дит ограждение особняка горного начальника (теперь это здание городской больницы на набережной городского пруда г. Свердловска), построенного по проекту архитек­тора М. П. Малахова и являющегося памятником архи­тектуры XIX в. Оригинальное решение, свежесть орна­мента и ажурность художественных деталей портика быв­шего особняка Поклевского-Козелл (ныне здание Педагогического института в г. Свердловске) выгодно выделяет их среди других подобных зданий.

Своеобразным дополнением к архитектуре зданий XVIII—XIX вв. являлись детали или целые ансамбли отопительных устройств. Большим спросом на Урале поль­зовались художественно изготовленные печные дверки и литые чугунные камины, которые отличались богатством фантазии художника, высоким мастерством исполнения 1 и часто представляли собой целые ансамбли, произведе­ния искусства с законченным сюжетом. Особенно живо­писными делались камины высоких и просторных залов; они выполнялись в виде порталов со сложным и ажур­ным рисунком. Даже подставки для угольных щипцов (в виде журавля, собаки с кнутом и т. п.) представляли собой художественные произведения, хорошо вписываю­щиеся в общую композицию камина.

Наибольшее число интереснейших отливок находится в Ленинграде и его пригородах. Широкое применение чу­гуна в таких архитектурных сооружениях, как бывшие царские резиденции близ Ленинграда, свидетельствуют о том, что этот материал мог удовлетворить запросы са­мых взыскательных зодчих. Архитектурные ансамбли ле­нинградских дворцов щедро включают разнообразные чу­гунные художественные отливки: жардиньерки, вазы, фо­нарные столбы, акротерии. Все они входят в сокровищ­ницу русского архитектурного литья и придают дворцам Ленинграда необыкновенную красоту и художественную завершенность.

Немало прекрасных образцов городского литья можно встретить в Москве и в подмосковных усадьбах. Наибо­лее распространенной литой деталью архитектурного убранства московских домов являются чугунные балконы и ограждения крыш, в которых, как и в любом произве­дении искусства, проявляются творческая индивидуаль­ность художника и мастерство исполнителя. Московские балконы отличаются разнообразием форм, размеров, ри­сунков, оформлением в зависимости от стиля здания и, может быть, вкусов заказчика. Можно увидеть тяжело­весный балкон, состоящий из массивных фигурных стол­бов, почти скрывающих внутреннее пространство (напри­мер, на ул. Солянке). И совсем другой тип — ажурные легкие переплеты между угловыми столбами, поддержи­ваемые изящными узорчатыми кронштейнами.

В оформлении общественных зданий нередки литые бра, фонарные столбы, навесы и т. д. Привлекают вни­мание стройные, прекрасных пропорций фонарные стол­бы у главного входа в Большой театр. А над боковыми входами возведен навес с тонким литым кружевом подзо­ров, поддерживаемый рядом сдвоенных изящных колонок, между которыми расположены красивые узорчатые све­тильники в виде подсвечников.

Советские архитекторы также в больших масштабах используют литье для создания законченных, полноцен­ных ансамблей, отражающих новые стили нашей эпохи.

Интересно применение металла в архитектуре нового здания Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Оно построено в 1929 г. архитекторами В. А. Шуко и В. Г. Гельфрейхом. Основным мотивом архитектуры яв­ляется здесь система вертикальных членений. А этажные перекрытия, замаскированные металлическими листами и украшенные чугунными рельефами мыслителей и писате­лей всех времен, сливаются с темными переплетами окон, не нарушая композиции стен.

В 50-е годы уральские мастера выполнили интересные архитектурные отливки для высотного здания Московско­го государственного университета, для Волго-Донского канала им. В. И. Ленина. Широко использованы отливки в интерьере гостиницы «Ленинградская» в Москве, построенной в эти же годы. Массивные бронзовые набал­дашники на перила, висячие канделябры, люстры, бра в сочетании с мрамором лестниц, коврами и бархатом кресел придают холлу роскошный и торжественный вид.

Широкое применение чугунные и бронзовые отливки нашли в оформлении станций Московского метрополите­на. Решетки вестибюлей (станция «Динамо»), оформле­ние дверей (станция «Фрунзенская»), разнообразные по форме и размерам люстры и бра на многих станциях и переходах, бронзовые фигуры работы скульптора Манизеpa (станция «Площадь Революции») создают в этих под­земных дворцах атмосферу праздничности и торжествен­ности. Чугунные отливки для метрополитена в основном выполнены мастерами знаменитого Каслинского завода. Богато украшена литьем станция метро Октябрьская-кольцевая. Возле входа на каменном пьедестале возвыша­ются удлиненные стройные вазы, как бы тянущиеся из цветка-подставки. Внутри станции можно увидеть несколь­ко видов ажурных вентиляционных решеток; ряды све­тильников-бра в виде древних факелов; столбы, представ­ляющие собой прекрасное сочетание металла и серого мрамора; фонарные подставки. Все это выдержано в еди­ном строго-торжественном стиле, усиленном приглушенным мерцанием бронзы.

Наши партнёры

Спец-предложение

Предлагаем услуги по оптимизации геометрии разливочной оснастки с целью обеспечения повышения коэффициента использования металла и снижения осевой пористости слитков

подробнее

О компанииСтатьиНапишите намНаш адресСправочникРегистрация
© 2009
Создание сайтов в студии Мегагруп

При копировании материалов сайта размещение активной ссылки на steelcast.ru обязательно | статьи партнеров

Rambler's Top100
Отливки вокруг нас